Рынок лакокрасочных материалов в России: итоги 2023 года и прогнозы на 2024
Каким был 2023 год для рынка лакокрасочных материалов и что его ждет в 2024 году – читайте в этой новости.
В 2023 году на российском рынке лакокрасочных материалов произошел ряд существенных изменений. В частности, завершились консолидационные процессы, связанные с объединением и перераспределением активов ушедших из России компаний.
Основные показатели и итоги 2023 года
Эксперты компании Creon оценивают объем выпуска лакокрасочных материалов в России по итогам 2023 года на уровне 1,1 млн тонн, что почти на 10% больше, чем в 2022 году. На декоративные материалы пришлось 74% от общего объема выпуска, на индустриальные – 26%.
Объем импорта лакокрасочных материалов по итогам 2023 года сократился д о 131 тыс. тонн, это на 15% меньше, чем в 2022 году. Также произошли изменения в структуре импорта: если в 2022 году лидирующие позиции занимали страны ЕАЭС (22%, с учетом продукции, поставляемой по параллельному импорту), то в 2023 году лидерство разделили Китай и Турция (по 24%). В целом доля импортной продукции на российском рынке оценивается на уровне 16-18%, тогда как в 2018 году данный показатель превышал 30%.
Общий объем потребления лакокрасочных материалов в РФ в 2023 году специалисты Creon оценивают на уровне 1,2 млн тонн. Но несмотря на превышающий внутреннее производство объем потребления ЛКМ, производственные мощности большей части российских производителей лаков и красок загружены в лучшем случае наполовину.
С какими проблемами столкнулись российские участники рынка ЛКМ в 2022-2023 годах?
- Полное отсутствие или нехватка аналогов различных компонентов (смол, отвердителей, загустителей), необходимых для производства лакокрасочных материалов.
С уходом европейских поставщиков (напомним, запрет на поставку в Россию компонентов для ЛКМ был включен в пятый санкционный пакет ЕС) российские участники рынка были вынуждены переориентироваться на производителей из других стран (Индия, Турция, Китай, Малайзия), либо прорабатывать альтернативные маршруты параллельного импорта.
- Приостановка деятельности крупных иностранных игроков на российском рынке.
Самый яркий пример – компания Tikkurila, обладавшая не только производственными мощностями, но и несколькими логистическими центрами. Также рынок покинули Teknos, Jotun, Hempel.
- Трудности с поставкой, обслуживанием и ремонтом оборудования европейского, японского и корейского производства.
Все эти страны ввели запрет на поставку оборудования и запасных частей для него в рамках санкционных пакетов. Соответственно, перед российскими компаниями встала дилемма: либо изыскивать возможность поставок через третьи страны, либо переходить на оборудование, произведенное в дружественных странах.
Тенденции и перспективы
Какие тренды наблюдаются на российском рынке лакокрасочных материалов? Мода на экологичность не обошла стороной и сегмент ЛКМ: все большей популярностью пользуются продукты на натуральной основе, содержащие минимальное количество растворителей, разного рода консервантов и летучих соединений.
Начиная с 2020 года на российском рынке растут онлайн-продажи ЛКМ. Безусловно, здесь свою роль сыграла и пандемия коронавируса, когда из-за закрытия ряда крупных супермаркетов и магазинов клиенты были вынуждены уйти из оффлайна на маркетплейсы и онлайн-порталы. Вместе с тем, через онлайн-канал в основном реализуется продукция в уже готовых цветах, так как некоторые виды красок требуется заколеровать, что возможно только в самом магазине.
Поддержку российскому рынку и отечественным производителям лакокрасочных материалов окажет и растущая активно сть строителей. Так, в минувшем году был поставлен абсолютный рекорд по вводу жилья – в эксплуатацию было введено более 110 млн кв. м. жилой площади. Однако перед строителями стоит амбициозная и масштабная задача – к 2030 году ежегодно вводить в эксплуатацию 120 млн кв. м жилья.
Не стоит забывать и про инфраструктурное и гражданское строительство, которое также развивается бурными темпами. Для новых жилых домов, школ, дорог, мостов, инженерной инфраструктуры нужны миллионы тонн лакокрасочных материалов: красок, лаков, грунтов и других наименований продукции. К тому же активное строительство жилья, социальных объектов, бизнес-центров и административных зданий повлечет за собой увеличение спроса на мебель и, соответственно, на ЛКМ со стороны ее производителей.
Чтобы обеспечить такие объемы выпуска, необходима синергия между производителями, научными институтами и государством. Примером такого подхода является поддержка государственными фондами и институтами развития отечественных исследований в части разработки и модернизации лакокрасочных материалов, переоснащения предприятий, а также предоставление им налоговых льгот и иных преференций. И это дает свои плоды. Например, компания «Сибур» в 2022 году начала выпускать малеиновые ангидриды, которые являются базовым сырьем для различных смол, улучшающих свойства ЛКМ. Также реализуются проекты по строительству первого в РФ автоматизированного завода по производству ЛКМ (Санкт-Петербург) и выпуску порошковых красок.
Преимущества выставки Woodex
Трансформация рынка открывает окно возможностей для новых игроков, и российский рынок ЛКМ – не исключение. Тем более, с учетом его динамичного развития и стабильно высокой строительной активности спрос на ЛКМ в ближайшие годы продолжит расти. Но воспользоваться таким шансом смогут те компании, кто понимает тренды рынка и быстро нашел надежных партнеров.
Отличная возможность решить столь нетривиальные задачи – Международная выставка оборудования, материалов и комплектующих для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Woodex. На данном мероприятии производители и поставщики лакокрасочных материалов смогут найти новых клиентов из числа крупнейших строительных компаний, производителей мебели.
В 2023 году выставку посетило 8 190 уникальных гостей, что на 42% больше, чем в 2021 году. Стоит отметить, что 29% из них (2 195 участников) проявили интерес к разделу лакокрасочных материалов, включавшему в себя краски, покрытия, клеи, герметики, средства для защиты древесины.