Рынок химии для деревообработки рассмотрели на вебинаре Woodex

Приглашенные эксперты проанализировали текущее состояние российского рынка химии для деревообработки, поделились актуальной статистикой, опытом работы в новых условиях, а также своим мнением о перспективах развития рынка.
Вебинар на тему «Химия для деревообработки: лаки, краски, клеи» состоялся 1 марта. Он был организован в рамках Woodex Online и стал частью цикла деловых мероприятий, предваряющих 18-ю Международную выставку оборудования, материалов и комплектующих для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Woodex. Слушателями вебинара стали более 100 чел.
Соорганизатор вебинара: информационный портал лесной отрасли ПроДерево.

Модерировал вебинар Михаил Дмитриев, директор информационного портала ПроДерево. Со своими докладами выступили следующие эксперты:
С общим обзором рынка напольных покрытий, мебели и деревянного домостроения выступил Михаил Дмитриев. Итоги прошедшего года подвела Ассоциация деревянного домостроения. Согласно статистике, производство древесных плит в России сократилось на 12%, фанеры – на 23%. По предварительным данным производство ДСП упало на 10,5%, МДФ – на 12%. По прогнозу Ассоциации, в будущем мы, вероятно, сможем наблюдать дальнейший спад производства. В секторе ДСП в 2023 году падение может составить 8%, в сегментах ДВП и фанеры – 14%.
Импорт мебели в 2022 году составил 100,3 млрд руб., при этом импорт из недружественных стран составил 30 млрд руб. Экспорт сократился на 39%, до 29,5 млрд руб. Во многом это связано, по словам эксперта, с работой зарубежных банков – не все хотят взаимодействовать с подсанкционными российскими банками. Также половина экспортного объема приходилась на предприятия, которые входили в IKEA. Теперь они продают свои активы.
С первым докладом выступил Максим Молчанов, рассказав об опыте компании AkzoNobel в части локализации производства клеев. Спикер с уверенностью говорит – AkzoNobel остается в России и смогла локализовать значительную долю своего производства. На данный момент в стране действуют три завода: в Липецке (занимается производством кле ев), Балашихе и Орехово-Зуево. Сохранилось три основных направления производства: декоративный, порошковый, индустриальные покрытия. Цех морских и защитных покрытий был вынужден остановить свою работу, в нем компания собирается производить полиуретановые клеи.
Эксперт рассказал о текущем статусе локализации продукции AkzoNobel, которую компания теперь может независимо производить в России. А также поделился дальнейшими планами по локализации в 2023 году.
По окончанию доклада модератор отметил, что в сельских территориях сейчас активно идет строительство домов культуры, ФАПов, складов и т. д. Он призвал участников рынка скооперироваться и проработать вопрос увеличения деревянного домостроения в программе комплексного развития сельских территорий. Докладчик дополнил: действительно, сегмент деревянных складов удобрений активно развивается в России. На ближайшие два года запланировано строительство шести высоких деревянных складов.
Рассказал о применении мас ел для дерева в России Сергей Коробов. По данным компании «Царские краски», 2022 году маслами бренда «Живица» было обработано 1,45 млн кв м деревянных поверхностей. Статистика по продажам продукции на Ozon показывает, что спрос на масла для древесины за прошедший год вырос на 201%. Спикер подробнее рассказал о самой продукции. Основным компонентом масел для дерева является льняное и тунговое масло. В отличие от синтетических материалов молекулы льняного масла глубоко проникают в структуру древесины и «армируют» ее изнутри.


Древесина продолжает пользоваться стабильно высоким спросом в области частного домостроения. К критериям выбора древесины эксперт отнес ее натуральность, экологичность. Использование полностью натуральных масел для обработки дерева позволяют усилить эти качества. Важным критерием также является красивый в изуальный эффект древесины. Масла позволяют подчеркнуть текстуру и рисунок дерева, использовать необычные и яркие оттенки. Также дерево выбирают из-за долгого срока эксплуатации. В этом плане деревянные поверхности, обработанные натуральные маслами, не только служат дольше, но и обладают большей экономностью и практичностью. Достаточно обновлять раз в 5–7 лет фасад дома маслом в один слой.
Виталий Фролов рассказал о напольных покрытиях и перспективах этого рынка в России. У компании FaMa Profi Center, представителем которой является докладчик, работает современный производственно-складской комплекс в г. Подольске. Мощность производства ЛКМ составляет 60 т/мес., на производстве также работают паркетные линии. Переходя к статистике рынка, эксперт отмечает: в прошлом году произошло падение рынка ламинированных полов на 18%. Объем внутренний рынка составил 80 млн кв м, из которых 90% заняли ламинированные полы российского производства. Падение рынка линолеумов составило 10-15% при объеме около 110 млн кв м. Объем рынка паркетных полов в 2021 г. – 4,7 млн кв м, на 2 млн он уменьшил ся в прошедшем году. Это связано с тем, что производители паркета столкнулись с прекращением стабильных поставок лакокрасочных материалов.


Эксперт приводит свои ожидания от рынка. По его мнению, рынок ламинированных полов и линолеумов останется на том же уровне, рынки SPC ламината и паркета будут расти. Возможен рост рынка полов на основе ХДФ с простой инсталляцией – использование более тонкого шпона положительно сказывается на их цене. Емкость рынка паркета докладчик оценивает в 300 т в год, для виниловых полов – 1,5 тыс. т, для модульных виниловых полов – 300 т. Эксперт отмечает, что чаще стали применяться масла для дерева. Их достаточно наносить в два слоя, на что расходуется всего 30 г масла на 1 кв м – менее затратно, чем в случае с лаками (100 г на 1 кв м). На происходящее на рынке эксперт смотрит «со сдержанным оптимизмом» и заканчивает свое выступление на позитивной ноте: открываются новые возможности и «работать стало интереснее».