ДРАЙВЕРЫ РОСТА НА МЕБЕЛЬНОМ РЫНКЕ
Главные тренды 2020—2021 — изменение покупательского поведения, снижение среднего чека покупки в розничном сегменте, активизация сегмента B2B, рост спроса на меблированные квартиры
Ситуация в мебельной отрасли постепенно налаживается. Какие же драйверы роста называют эксперты? По мнению Александра Шестакова, президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), генерального директора «Первой мебельной фабрики», в пандемийную эпоху ими стали отложенный спрос, изменение потребительского поведения и закрытые границы.
Сложности как возможности
После объявления локдауна мебельное производство, как и другие «вторичные» отрасли, не производящие продукты первой необходимости, фактически замерло. Запрет на работу розничных мебельных магазинов действовал с конца марта до середины июня 2020 года. И тогда многие мебельные предприятия потеряли до 50% выручки, а объемы производства упали на 75%, потому что для многих розничные продажи были главным каналом сбыта продукции. Но в тот же момент, оказавшись дома, люди начали активно обустраиваться, и уже к осени начали вновь заказывать мебель — часто онлайн.
Еще одна неприятная сторона локдауна — снижение доходов населения. Средний чек покупки сократился на 15—20%. При этом в натуральном исчислении объем производства мебели вырос на 15,2 % по сравнению с 2019 годом. В чем причина? — Люди стали покупать больше, но выбирать недорогую мебель. Именно поэтому рост мебельного рынка в товарном исчислении больше индекса роста в финансовом выражении в 2,5 раза.
Согласно данным АМДПР, к концу 2020 года на мебель уже наблюдался ажиотажный спрос, вследствие чего и объемы производства снова выросли. Чаще покупали мягкую и кухонную мебель (то есть обеспечивали себе повседневный комфорт). На долю этих направлений пришлось 20% и 17% от общего объема мебельного производства. Также выросла доля производства мебели для сидения — до 5% (2% в 2019-м). А вот выпуск бытовой корпусной мебели сократился до 25% в 2020 году (28,5% в 2019-м).
Положительно сказался на отрасли и факт закрытия границ. Объемы экспорта снизились, и это дало шанс выжить отечественным компаниям.
Кейс по сохранению и приумножению бизнеса в кризис
Примером компании, которая воспользовалась локдауном как точкой роста, стала петербуржская «Первая мебельная фабрика». В 2020 году она сохранила объемы выручки и производства на докризисном уровне. Что помогло выжить производителю? Среди главных причин Александр Шестаковназывает рост производительности труда, увеличение объема корпоративных заказов, сотрудничество с застройщиками, сотрудничество с учреждениями здравоохранения.
В первом квартале 2021 году на сегмент B2B пришлось 60% заказов. «Первая мебельная фабрика» заключила крупные корпоративные контракты с компанией «Газстрой Северо-Запад», ГлавУпДК при МИД РФ, МГИМО, Санкт-петербуржской больницей Святого Великомученика Георгия и апарт-отелем Zoom. Рост спроса на меблированные квартиры принес в I квартале 2021 года увеличение объема продаж корпусной мебели в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В 2020 году фабрика запустила производство мебели и дверей для медицинских учреждений — на этот сегмент пришлось 10% заказов.
Изменение стратегии должно помочь фабрике и в 2021 году: здесь ожидают рост основных финансовых показателей на 9–10% по сравнению с 2020 и 2019 годами.
Оценки и прогнозы экспертов
На недавнем июньском форуме по менеджменту, маркетингу и предпринимательству мебельной индустрии участники рынка обсудили текущую ситуацию в отрасли. По мнению Артема Васильева, главного редактора журнала «Мебельный бизнес», «мебельные компании научились работать в условиях затяжного форс-мажора, преодолевать дефицит материалов и комплектующих, оперативно реагировать на изменения ситуации в экспортно-импортной деятельности». Сергей Хитров, руководитель аналитической группы «РБК-исследование рынков» представил на форуме аналитику по мебельному рынку. Приводим некоторые важные данные.
- В I квартале 2021 года рост мебельного производства составил 27%.
- Прирост производства в I квартале 2021 года составил больше 1 млрд рублей (свыше 30%).
- Экспорт мебельной продукции из России растет быстрыми темпами. Его доля в производстве составляет около 15% (в 2014 году 8%).
- Рынок недвижимости будет оказывать поддержку мебельному рынку, и эта тенденция будет только укрепляться.
- Корпусная мебель в этом году лидирует по продажам среди продуктовых категорий. В последние годы также активно растут продажи мебели для кухни.
- Низкий ценовой сегмент в структуре продаж занимает почти половину (49,3%) российского рынка мебели. Высокий сегмент составляет всего 13,6% объема рынка.
- Растет рынок интернет-торговли мебелью. Темп прироста интернет-продаж в 2020 году к 2019-му составил 30%.
- В 2020 году торговая наценка розничных магазинов по продаже мебели сократилась до антирекордного уровня 28,9%. Невысокие розничные наценки могут вызвать существенное повышение розничных цен на мебель, что негативно скажется на динамике рынка в 2021 году.
- Полноценное восстановление мебельного рынка прогнозируется с середины 2022 года. Рост может составить 7— 10%.
Как видим, оценки экспертов оптимистичны, а значит, конец 2021 года — отличное время для поиска новых решений для развития бизнеса. Именно в это время состоится Международная выставка оборудования и технологий для деревообработки и производства мебели Woodex 2021. В выставке примут участие многие производители и поставщики оборудования для производства мебели, среди которых Altendorf, Biesse, Felder Group, Homag, Intervesp, Liga Machinery, SCM Group, Ассоциация станкоторговых компаний «КАМИ», «МДМ-Техно» и многие другие.
Источники: lesprominform.ru/jarticles.html?id=5984, lesprominform.ru/jarticles.html?id=5992, mediawood.ru/mebelnay_otrasl_2020_itogi