Вебинар «ЛПК России в условиях санкций» состоялся 6 сентября
Эксперты Woodex поделились цифрами по рынку и рассказали, как перестраивают работу компании, чтобы адаптироваться к новым правилам игры
Елизавета Духовная (Агентство лесопромышленной аналитики WhatWood), представила цифры по отрасли за первое полугодие, сравнила их с данными за тот же период 2021 года.
- Россия поступательно снижает объемы экспорта круглых лесоматериалов.
Относительно первой половины 2021 года экспорт снизился на 66 %. Лидером по экспорту сегодня остается Китай, довольно много материалов уходит также в Турцию и в страны СНГ.
- Главное направление экспорта российских пиломатериалов — Китай.
Экспорт пиломатериалов сократился на 12 процентов, но пока, по мнению эксперта, лесная промышленность справляется. В первой пятерке экспортеров сегодня остаются Китай, Узбекистан, Азербайджан, Япония и Египет. Растут поставки в Ирак, Турцию.
- По сравнению с первым полугодием 2021 года сократилось и производство, и экспорт древесных плит.
В первом полугодии европейские партнеры стремились максимально заполнить склады, но сегодня сибирские и дальневосточные поставщики оказались в более выгодном положении по сравнению с компаниями европейской части России.
Производство древесных плит сократилось на 7 процентов. Наибольше падение — в области производства фанеры и OSB, одного из самых экспортно-ориентированных сегментов.
2021 год был экстраординарным в плане повышенного спроса и максимальных экспортных продаж, поэтому падение ожидаемое, хотя оно и больше прогнозируемого. Страны Евросоюза были основными экспортерами, а в текущем году производители работают в условиях жестких ограничительных мер. В мае—июне 2022 года экспорт в США, Европу остановился, и продукцию поставляли в Китай, другие азиатские страны, на внутренний рынок. Но спрос был достаточно низким.
Ситуация на рынке МДФ И ДСП лучше, чем на рынке фанеры и OSB. Продукция в 2022 году поставлялась в Турцию, которая стала третьей по объему экспорта страной. При этом самые крупные экспортеры — Узбекистан и Казахстан — несколько сократили потребление. Но рынки стран СНГ остались основными покупателями МДФ и ДСП.
«Каждый месяц в текущей ситуации производители все болезненней ощущают изменения на рынке, но пока смотрят в будущее с оптимизмом, адаптируют продукты под запросы рынка, ищут новые логистические пути, находятся в постоянном диалоге с регуляторами отрасли. Финансовый задел 2021 года пока позволяет удерживать бизнес, несмотря на период экономической турбулентности», — резюмировала спикер.
Андрей Самсонов, генеральный директор Felder Group Россия, рассказал о возможностях обслуживания европейского оборудования в условиях санкций.
В компании сыграли все риски — подчеркнул эксперт, — тем не менее, все условия для ведения деятельности в России существуют, и компания Felder нацелена на сохранение устойчивого присутствия на рынке. Компания предпринимает решительные действия: начала обслуживать все оборудование на мебельных производствах, в том числе металлообрабатывающие станки и станки конкурентов, «чтобы клиенты могли минимизировать свои риски».
В компании принято решение не повышать стоимость обслуживания. «Сейчас важно, чтобы все участники рынка поддерживали друг друга», — подчеркнул Андрей Самсонов.
Михаил Соляник, директор по развитию продаж, Biesse: «6 месяцев рынок живет в текущей обстановке. Но при этом он показывает нормальный рост в плане строительства, рынок живет и развивается».
В последние 8—10 лет компания Biesse активно развивалась в России: создала филиал, открыла кампус с шоу-румом, сервисным центром для решения оперативных задач, складом оборудования и запчастей. Ситуация сегодня сложнее, чем в период пандемии, но структура, которую создали, позволяет поставлять и обслуживать даже тяжелое оборудование. И 2022 год показывает нормальные цифры. «Стратегические решения, которые приняты в компании, позволяют в нынешних условиях работать в России», — говорит Михаил Соляник.
Biesse имеет разветвленную структуру филиалов в 39 странах, поэтому у компании есть возможность налаживать новые логистические цепочки. Есть производственные предприятия в Индии, проработаны маршруты через страны Азии. Хотя, конечно, дефицит электронных компонентов и новая логистика увеличивают сроки поставок оборудования. Сервисная служба работает, и спрос на сервис очень большой.
Какие мар кетинговые инструменты актуальны сейчас? Какую роль играют выставки?
В заключение Михаил Соляник подчеркнул, что выставки по-прежнему остаются важным инструментом для привлечения новых партнеров и клиентов, что именно здесь можно найти новые лиды. Андрей Самсонов поделился результатами Woodex: прямо на выставочном стенде в 2019 году были подписаны контракты на продажу порядка ста станков.